Конспектируем лекцию

Казалось бы: сегодня современному студенту нет необходимости вести конспект. Изобилие электронных носителей, диктофонов, гаджетов. . . Но 100%-й гарантией сдачи зачётов и экзаменов, так или иначе, всегда был и остаётся по сей день конспект с лекциями. Чаще всего это даже одно из необходимых условий экзаменатора (Ваш покорный слуга тоже сталкивался с этим, причём неоднократно).

Чтобы успеть все записать, выделить основное и, в концe концов, разобрать почерк при подготовке к зачёту и экзамену, у каждого вырабатывается своя система. Но основные аспекты при этом остаются неизменными.

Интересует получение двойного диплома? Тогда вот вам программа двух дипломов в сети. Загляните.

Каждая лекция – это рассказ лектора на заданную тему. И главная задача писать не всё подряд (а это, как правило, и невозможно, если конечно, предварительно Вы не окончили курсы стенографии и не пользуетесь специальной аппаратурой – об этом я ещё обязательно буду говорить в своих последующих выпусках, в том числе и о своём собственном опыте создания подобных «конспектов»). А выделить основное, указать главные термины, сроки, уловить суть.

1. Сначала надо определиться с сокращениями, чтобы сэкономить время написания и, конечно же, прочитать написанное после лекции. Рекомендуем в конце тетради завести своего рода словарик , куда внесем термины и сокращения часто встречающиеся в лекциях по данному предмету. В итоге и сами не запутаетесь и если кому-то одолжите свой конспект, друг скажет Вам спасибо.

2. Также надо определиться, где и как Вы будете указывать дату, данные лектора, тему лекции и так далее. Вспомним, как в школе это делалось на полях. Просто на сей раз поля стоит сделать побольше, чтобы всё уместилось.

3. Во время лекции необходимо что-то выделить, могут возникнуть вопросы в процессе чтения, поэтому рекомендую делать эти сноски на тех же полях.

4. Если раньше для лекций покупалась общая толстая тетрадь, то сейчас есть тетрадь-блок. Честно говоря, раньше я тоже с большим недоверием относился к подобным штучкам, но потом, когда обнаружил, что большая часть листов в общей тетради, которую я заводил про запас на каждый предмет, вообще не используется, осознал, что это очень удобно. В некоторых таких тетрадях-блоках предусмотрены места для заметок и закладки, что очень облегчает поиск нужной лекции и при необходимости можно легко удалять лишнее или добавлять нужную информацию.

Для работы с лекциями одной из лучших для практического использования уже долгое время является так корнельская система конспектирования, автором которой является Вальтер Пок. Данная методика требует небольшой подготовки (здесь я привожу лишь её основные моменты, детальный обзор оставлю на потом):

Прежде всего, берём лист тетради. Делим лист на три колонки двумя линиями:

Первая колонка (контент, примерно 15 сантиметров) – самая широкая; она будет использоваться непосредственно для лекции. Желательно, чтобы она была с правой стороны, но принципиальной разницы нет.

Вторая колонка (ключевые моменты) – своего рода план. Здесь обозначаются основные моменты лекции, при необходимости делаются короткие заметки. Может содержать как короткую информацию, что называется, «к сведению», так и вопросы по теме лекции (кому как удобно).

Третья колонка (выводы) располагается внизу (высота около 5 см). Здесь указывается смысл всего вышесказанного и основная тема лекции.

Как видите, данная система очень удобна и не требует большой подготовки; кроме того, она существенно экономит время. При поиске главных вопросов не нужно перечитывать весь конспект, а лишь обратить внимание на «Ключевые моменты» и «Выводы».

Теперь давайте вкратце рассмотрим, как можно эффективно пользоваться этой системой.

Итак, лекция началась. Записываем в первую колонку побольше основных фактов, терминов, идей, положений. После лекции обобщаем её основные положения в виде ключевых фраз и вносим их во вторую колонку. После этого рекомендуется закрыть основной отдел и пересказать основные факты самому себе и записать свое мнение в третью секцию конспекта.

Периодический просмотр и даже просто перелистывание таких записей гарантирует устойчивое запоминание материала.

Размещено в Гогет, Полезно знать.