Как связаться с подлодкой. Продолжение

История СДВ передатчика Голиаф.

Вторая жизнь Голиафа

Вторая жизнь Голиафа СДВ, подлодка, радио
Смотреть все фото в галерее
Когда к Кальбе подошли американские войска, часть оборудования «Голиафа» и вся документация на станции были уничтожены. На мачтах были установлены подрывные заряды, но приказа на взрыв так и не последовало. Большая часть персонала передающей станции была в начале апреля 1945 года эвакуирована в городок Хайде в Шлезвиг-Гольштейне, чтобы продолжить работу в качестве персонала мобильного СДВ-передатчика «Феликс», который также использовался для передач сообщений на немецкие подводные лодки.Американцы не проявили какого-то особого интереса к «Голиафу» – вероятно, вследствие его разрушенного состояния. В июне 1945 года согласно договорённостям между союзниками о разделе Германии на оккупационные зоны район Кальбе не перешёл под контроль советских войск. Советские специалисты приступили к восстановлению передатчика. К этой работе были привлечены немецкие инженеры, в том числе и главный конструктор передатчика доктор Гутцман. В мае 1946 года состоялся пробный пуск станции, а в июне того же года начался её демонтаж. Полковник в отставке Валериан Константинович Кузьмин писал в своих воспоминаниях:

«Демонтаж оборудования проводился нашими специалистами с привлечением группы сотрудников НИИ связи ВМС из Ленинграда. Работами руководило Управление связи ВМС, районный инженер инженер-майор Гольдфельд Матвей Маркович. Для демонтажа и упаковки оборудования привлекались немцы. Они практически демонтировали всё и упаковали в ящики.».

К маю 1947 года всё оборудование «Голиафа», включая и антенно-мачтовую систему, было демонтировано и упаковано в ящики, после чего его на нескольких эшелонах перевезли в СССР, в город Выборг, и выгрузили на склад Управления связи Военно-морских сил СССР.

Проектирование и монтаж

Проектирование и монтаж СДВ, подлодка, радио
Фото 1. Полковник Водовозов Георгий Степанович. Первый командир войсковой части 36026.

Фото 2. Капитан технической службы Веселовский Н.Я. Первый командир электромеханической группы. Фото 3. Майор Кузьмин В.К. Первый начальник радиотехнической группы.

——————————————————————————————————–

Составной частью программы строительства Большого морского и океанского флота СССР стало строительство первой советской сверхдлинноволновой радиостанции на базе трофейного немецкого «GOLIATH» для связи с подводными лодками в любой точке Мирового океана. Для этого была образована государственная комиссия по выбору площадки для строительства радиостанции. С технической точки зрения выбор места строительства определяет удельное сопротивление земли: чем оно меньше, тем лучше. Комиссия была разбита на пять групп и работала в пяти точках СССР.

По итогам работы из пяти точек была выбрана для строительства площадка в Кстовском районе у села Ближнее Борисово. Строительство радиостанции в указанном месте было определено Постановлением Совета Министров СССР № 2680-1080сс от 25.06.1949 г.

Проектирование будущей СДВ-радиостанции было поручено Проектному институту связи Министерства связи СССР. Им были выполнены все проектные работы по радиотехнической части. Проектные работы по установке антенно- мачтовых сооружений осуществлял проектный институт «Проектстальконструкция». Выполнял работы по установке антенно-мачтовой системы трест «Стальмонтаж». Электрической частью занимался проектный институт «Электромонтаж».

Как связаться с подлодкой. Продолжение СДВ, подлодка, радио
26 сентября 1950 года был создан Штат Кадра Передающего Радиоцентра № 1 Узла Связи Морского Генерального Штаба (ПДРЦ № 1) (войсковая часть 36026) с подчинением отделу строительства Управления связи ВМС, т.е. документально зафиксировано наличие новой воинской части.
Как связаться с подлодкой. Продолжение СДВ, подлодка, радио
Фото – Личный состав радиотехнической группы в/ч 36026 в конце 1950-х годов.

—————————————————————————————————————–

27 декабря 1952 года стал днем рождения первой советской сверхмощной СДВ-радиостанции «Голиаф». Был подписан акт о приеме станции в эксплуатацию. Войсковая часть 36026 была переподчинена из отдела строительства управления связи ВМС в Узел связи ГШ ВМС СССР и получила наименование «Передающий радиоцентр № 1 Узла связи ГШ ВМС СССР».

Так закончилось время германской СДВ-радиостанции «GOLIATH» и началась боевая служба первой советской СДВ-радиостанции «Передающий радиоцентр № 1 Узла связи ГШ ВМС СССР»

Наши дни

Наши дни СДВ, подлодка, радио
Если ехать из Нижнего Новгорода по Арзамасской трассе, то вблизи посёлка Дружный Кстовского района можно увидеть два десятка очень высоких ажурных мачт, между которыми натянуты провода. Издалека может создаться впечатление, что это какой-то объект электроэнергетики или даже военное сооружение. Последняя версия соответствует действительности – это войсковая часть №36026, куда более известная под своим немецким названием – сверхдлинноволновая радиостанция «Голиаф».

И вот, уже более 60 лет легендарный «Голиаф» стоит на страже нашего Отечества, обеспечивая связь с идущими под водой подлодками ВМФ, одновременно являясь передатчиком службы точного времени «Бета».

Дети Голиафа

Дети Голиафа СДВ, подлодка, радио
Как связаться с подлодкой. Продолжение СДВ, подлодка, радио
Как связаться с подлодкой. Продолжение СДВ, подлодка, радио
Советские специалисты не стали останавливаться на достигнутом и развили немецкие идеи. В 1964 году в 7 километрах от города Вилейка (Республика Беларусь) была построена новая, еще более грандиозная радиостанция, более известная, как 43-й узел связи ВМФ.

Главной достопримечательностью 43-го узла связи ВМФ РФ, безусловно, является ОНЧ-радиопередатчик «Антей» (RJH69), созданный по образу и подобию немецкого «Голиафа». Новая станция гораздо крупнее и совершеннее трофейной немецкой аппаратуры: высота центральных опор увеличилась до 305 м, высота боковых решетчатых мачт достигла 270 метров. Помимо передающих антенн, на территории площадью 650 га расположен ряд технических строений, в том числе высокозащищенный подземный бункер. 43-й узел связи ВМФ РФ обеспечивает связь с атомными лодками, несущими боевое дежурство в акваториях Атлантического, Индийского и северной части Тихого океана. Помимо своих основных функций, гигантский антенный комплекс может быть использован в интересах ВВС, РВСН, Космических войск РФ, также «Антей» применяется для ведения радиотехнической разведки и РЭБ и входит в число передатчиков службы точного времени «Бета».
Как связаться с подлодкой. Продолжение СДВ, подлодка, радио
Приемник СДВ диапазона Р-260 "Кашалот"
Ссылки по теме:
  • Самые резонансные законопроекты, которые могут изменить жизнь россиян
  • Как самая большая дизельная подлодка ВМФ России оказалась посреди степи в Тольятти
  • На зарядку становись!
  • Электронный мир прошлого: прадедушки и прабабушки современных гаджетов
  • Физики спорят, или Кто успел, тот и запатентовал
Метки: СДВ подлодка радио

Новости партнёров

Размещено в Полезно знать.