Строгость Вассы

Однако упорядоченность железновского образа жизни роковым образом подрывается, подтачивается, расшатывается изнутри неотделимым от него хищничеством, гнетом, враждой. Противоречия эти, разительные, вопиющие, не могут не сказываться и на внутреннем мире человека. И искусство революционно вскрывает их: одно отбирается в наш духовный арсенал для критической переработки, другое же безжалостно проклинается и отбрасывается.

Властному спокойствию Вассы сопутствуют постоянная ее энергия и инициативность. То и дело она придумывает какие-то новшества. И в своих людях это качество подмечает и развивает. Ей выгодно поощрить, например, изобретательного, хотя и хамоватого механика и шофера Пяткина, который по части технических усовершенствований утер нос даже автомобильному королю Пежо.

Если вычленить такие свойства характера героини «в чистом виде», абстрагировать их от всего остального, то они, безусловно, таят в себе возможности не только зла. И фильм наводит на мысль: этим бы свойствам — да другое применение! Мы с интересом и вниманием впитываем все сильное и потенциально ценное, что заложено в незаурядной личности Вассы Железновой. Но со всей художественной убедительностью говорит нам кинолента вслед за пьесой и о другом: отвлечься от тлетворных, отталкивающих проявлений этих качеств Вассы, принимать их безоговорочно может разве что по-детски наивная, абсолютно не понимающая реальности ее дочь Люда, которая все вокруг видит в розовом свете.

Строгость Вассы с дочерьми не достигает цели: безнадежно утеряна ею старшая дочь Наталья, циничность которой, воспитанная обстановкой в доме, проступает в фильме даже более сильно, чем обычно в театральных постановках. Наталья ждет не дождется момента, когда можно будет вырваться на волю, уехать от матери. И. Чурикова оттеняет в строгости Вассы к дочерям ее несколько замораживающую жесткость. Даже по отношению к любимой Люде это так: вспомним, как Васса обрывает Люду, влетевшую в комнату рассказать о своем сне. Не к месту!

Мысли Вассы сосредоточены на том, чтобы сколоченный капитал еще нарастить и передать дело наследнику, но что выйдет из этого? В конце фильма ее портрет с маленьким мальчиком на коленях не может не напомнить: сын ее ушел из дома вслед за своей женой — человеком ненавистных Вассе взглядов. И даже будучи тяжело больным, он не хочет искать приюта под крылом матери.

Нужен качественный ремонт в Стокгольме? Тогда сайт Renovering Stockholm вам поможет. Удачи.

Все распадается, весь ее порядок, обнаруживая свою противоположность сколько-либо прочным человеческим взаимоотношениям. Совсем так же, как отказывает в работе лифт, ломается автомобиль.

Если вначале само появление Вассы вносило, казалось, дух здоровья, спокойствия, силы, то по мере развития действия на нее наплывает столько опасностей, что она не в состоянии из них выпутаться, и такая вроде бы живая, крепкая, уверенная (в точности по Горькому: «лет 42, кажется — моложе»), гибнет под гнетом, порожденным машиной своего «дела» и своих дел.

Привыкшая к последовательности во всем, она и здесь, увидев, наконец, железную логику жизни, не противится ей. Кинематографисты идут даже на большее: жесты мужа-призрака, символизирующие смерть, воспринимаются Вассой как ласка, как избавление. Это производит сильное впечатление и вполне в русле всей концепции фильма.

Размещено в Блог.